Логотип УУНиТ

Уфимский университет науки и технологий

Жизнь до пандемии


21.05.21, 10:54

Если человек заражается COVID-19, в среднем от него заболевают два-три человека. Эти двое или трое людей распространяют болезнь на других двух или трёх, и так далее. По статистике, от вируса умирает один из двухсот зараженных: за прошедший год этот COVID-19 убил два миллиона человек.

Сможем ли мы жить прежней жизнью?

Вернемся назад: был вирус заразнее, от которого заболевший заражал четырех-шесть людей, и летальность была намного выше. Такой вирус – оспа. Эта инфекция унесла сотни миллионов жизней только в прошлом столетии и мучала человечество еще столетиями ранее. А потом её не стало: человечество полностью стерло инфекцию с лица земли. Как это случилось и можем ли мы сделать так же с коронавирусом?

Все началось с вакцины. В конце 1700-х годов ученый Эдвард Дженнер разработал новый способ борьбы с оспой и назвал это «вакцинация». До этого способ получить иммунитет против оспы был один — заразиться намеренно или случайно. Метод Эдварда Дженнера оказался же намного безопаснее. Через пять лет вакцина дошла до Америки, а в течение десяти дней попала и в Азию. Одной вакцинации стало достаточно для резкого сокращения случаев заражения. На это повлиял принцип передачи оспы: в отличие от малярии, которая передается от комаров, или эболы, которая передается от животных, оспа передавалась только от человека к человеку. Это означает, что вакцинация людей постепенно устранит единственный способ распространения инфекции.

«Оспа побеждена» Роберт Том, 1952

«Оспа побеждена» Роберт Том, 1952

К началу 20 века большая часть Европы, США и Канады почти уничтожили оспу. Однако, страны с меньшими ресурсами, гражданскими беспорядками или высокой плотностью населения пытались сдержать вирус и вакцинировать людей. В неразвитых странах люди не могли вакцинироваться, поэтому вирус мог распространяться дальше и мутировать.

Полное искоренение вируса требует глобальных усилий. В 1967 году Всемирная организация здравоохранения разработала единый план: как искоренить оспу раз и навсегда. Страны сплотились и кампании вакцинации распространились по всему миру. Первоначальная цель «вакцинировать всех» оказалась сложной в густонаселенных местах как Индия, где было сложно отследить вспышки и вирус мог быстро распространяться. В 1974 г. более 15 000 человек в Индии умерли от оспы за пять месяцев. Поэтому Всемирная организация здравоохранения предложила точечный подход: вместо того, чтобы вакцинировать всех сразу, люди сосредоточили внимание на инфицированных, используя отслеживание контактов и изоляцию. Врачи и волонтеры изолируют человека и вакцинируют тех, кто с ними контактировал, создавая буфер иммунитета между инфекцией и остальным обществом. Такой метод получил название «кольцевая вакцинация». И это сработало!

Сможем ли мы жить прежней жизнью?, image #3

Уже 8 мая 1980 года ВОЗ объявила о полном искоренении оспы. Четыре фактора помогли этого добиться: вакцинация, заражение только от людей, всемирное сотрудничество и отслеживание контактов. И хотя единого пути к искоренению болезней нет, если один из пунктов не выполнен, это усложняет процесс, если он все еще будет возможен.

Теперь давайте вернемся к COVID-19. Проблема не в вакцинах: современные технологии позволяют человечеству получать эффективные и безопасные вакцины в рекордные сроки. Проблема в том, как вирус распространяется. Начнем с переносчиков — животных. Ученые считают, что вирус пришел от летучих мышей. Это означает, что он передается и от животных к человеку. Даже если бы мы избавились от него в человеческой популяции, он мог бы появиться снова, как и в первый раз.

Еще одна проблема в том, как вирус передается от человека к человеку. В случае с оспой, человек распространял инфекцию только если у него появлялись симптомы. Но человек с COVID-19 может быть заразным за несколько дней до проявления первых симптомов. Известно много случаев, когда человек был заразным вовсе без симптомов. Сложно отследить то, чего человеческий глаз увидеть не может.

Последняя проблема – мировое сотрудничество. С самого начала пандемии многие страны заняли к ней националистический подход: некоторые запретили экспорт защитного снаряжения, некоторые ограничили экспорт жизненно важных лекарств, и Соединенные Штаты прекратили финансирование Всемирной организации здравоохранения. На сентябрьском заседании Генеральный секретарь ООН сказал: «Пандемия — явная проверка международного сотрудничества — тест, который мы, по сути, провалили». Даже когда вакцины стали доступны, более богатые страны скупают их запасы, оставляя позади более бедные страны. И это большая проблема, потому что оставляя вирус бесконтрольно распространяться в таких странах мы даем ему время мутировать. Уже появились различные варианты вируса, что подвергает риску весь мир.

Сможем ли мы жить прежней жизнью?, image #4

Проще говоря, COVID-19 не лучший пример для полного искоренения. Но искоренение – не единственный вариант. Вообще говоря, оспа – единственная болезнь, от которой мир смог полностью избавиться. Нам гораздо чаще приходится сдерживать болезни и контролировать их. По мнению экспертов, всё, что мы можем сделать – вакцинироваться и отслеживать болезнь. Локдауны и карантины закончатся и мы будем жить с вирусом, с которым можно справиться ежегодной вакцинацией, как, например, с гриппом.

Или еще проще: поскольку все больше взрослых и уязвимых групп населения вырабатывают иммунитет, не исключено, что COVID-19 станет эндемическим заболеванием – всегда рядом, но редко страшнее простуды. Это не лучший ответ, но это реальность, с которой нам придется жить и привыкнуть к ней. Мы могли бы вернуться к тому, что было раньше но нам не стоит так поступать. Для искоренения оспы потребовались колоссальные усилия: столетия для создания эффективных вакцин, а затем еще десятилетия, чтобы создать основу для глобальных кампаний. Это напоминание о том, на что мы способны как общество. Но это еще и предупреждение: COVID-19 не самое страшное, что могла дать нам природа и эта пандемия показывает нам, что мы не готовы к более страшным раскладам. Наша проблема не в том, что мы не можем полностью избавиться от коронавирусной инфекции. Мы с самого начала позволили ей вырасти до масштабов пандемии.

Когда у нас есть возможность замедлить темпы распространения инфекции простым вакцинированием, которое уже не раз доказало эффективность, зачем тянуть пандемию дальше? Можно маленькими шагами дойти до мира, в котором коронавирусная инфекция – очередная болезнь наравне с гриппом и ОРВИ.